В одном из домов села Гегамасар сохранились хачкары и следы старой крепости. | Regions

В одном из домов села Гегамасар сохранились хачкары и следы старой крепости.

24 июня,2024 21:33

На приусадебном участке возле дома, принадлежащего проживающему в селе Гегамасар Варденисского района Гегаркуникской области 79-летнему Ване Арутюняну есть хачкары, датируемые XII-XV веками.

«Между этими двумя цифрами разница в 553 года. К первой прибавляешь 553, получается год хачкара», — пытается объяснить логику своих расчетов Ваня Арутюнян.

«От дедов я всегда слышал, что за 3.000 лет до нашей эры здесь была крепость, есть и надгробия со старого кладбища», — говорит он и ведет нас посмотреть, что еще можно увидеть на его приусадебном участке. На территории находится сравнявшаяся с землей церковь, хачкары и надгробия, на которых помимо дат 1585 и 1958 годов есть еще буквы. Разрушенная церковь датируется XII веком, а покрытая сейчас несколькими слоями почвы крепость нуждается в серьезном изучении, хотя, согласно датировке и расшифровке знаков, она была воздвигнута за 3.000 лет до н.э. Предполагается, что ворота крепости находились с западной стороны.

«36 лет назад село было заселено азербайджанцами. Местные жители говорят, что они постоянно пытались скрыть армянский след, и «благодаря» им скрывающий крепость почвенный покров холма стал толще», — рассказывает Ваня Арутюнян.

Раньше холм, «вобравший в себя» церковь, хачкары и надгробия представлял для археологов серьезный интерес. Ваня Арутюнян рассказывает, что в Гегамасар в разные периоды приезжали археологи из Ирана, США, Еревана… Они изучали местность, фотографировали, интересовались, но четкой информации о результатах археологических экспедиций нет, в селе о них не знают. Рассказанное Ваней Арутюняном, — это выводы, сделанные на основе историй, которые он слышал от своих предков.
«Сейчас приезжают супруги-археологи. Они из Карчахбюра. Раз в месяц они приезжают сюда, осматривают местность, которая им уже хорошо знакома, знают, где что находится, каким годом датировано. Это древнее кладбище и хачкары доказывают, что оно принадлежало армянам. Вероятно, это было кладбище служителей церкви. Есть и место для жертвоприношений. Эти хачкары охраняются государством, возможно, супруги-археологи приезжают ради этого», — добавляет хозяин участка. Как рассказывают сельчане, проживавшие здесь в советские годы азербайджанцы старались насколько возможно засыпать эти артефакты, стремясь ликвидировать их следы.

«От крепости шла и тайная дорога, которая сейчас ведет к хлеву одного из сельчан. Предполагается, что во время нападений люди могли невредимыми покинуть крепость», — представляет Ваня Арутюнян, сопоставляя увиденное и услышанное им. В настоящее время на вершине холма, скрывающего крепость, стоит крест, его установили жители села. Крест, имеющий ночное освещение, не только освещает, но и защищает от вытаптывания территорию, хранящую важную для местных жителей реликвию.

Об этой местности у Вани Арутюняна есть свои версии, истории, которые он слышал от предков и теперь рассказывает всем; но также он придает важность тому, чтобы соответствующие органы проявили более серьезный интерес, позаботились о размещении табличек, содержащих более достоверную и проверенную информацию, чтобы был сохранен многовековой армянский след.

Арутюн Арутюнян (участник курсов «Мобильная журналистика»).

Новости